Pages

11 December 2014

Sorry, you're not a winner. The first marathon.


“Somehow, something always happens just before things get to the very worst.
 It is as if Magic did it. 
If I could only just remember that always. 
The worse thing never quite comes.”  



Прошло целых 4 месяца с моего первого марафона, но я только собралась с мыслями для написания минимального отчета. Чем дольше я буду тянуть, тем меньше эмоций останется, связанных с этим.



Начало


Я долго шла к тому, чтобы пробежать марафон. 2 года. Почти все мои знакомые бегуны уже сделали это, но к каждому осознание этой необходимости придет в свое время, я долго понимала, что не готова и не спешила, накручивала километраж, бегала свои десяточки, и очень редко двадцаточки.

Было решено бежать в Мадриде, но обстоятельства сложились так, что я не могла ехать в апреле. Надо было срочно искать новый марафон, на который я бы успела подготовиться после восстановления, и единственное, что мне подходило - марафон в Стокгольме 9 августа, дата моего дня рождения, поэтому решено было ехать туда, чтоб сделать такой себе довольно странный подарок. Точнее, это был ультрамарафон на 50 и 100 км. Но там давали официальные результаты по времени марафона и я подумала, что пробегу 42,195 в рамках 50 км и будет мне счастье.




Подготовка


Время подготовки непосредственно к забегу - около 4 месяцев, но до этого, конечно же, был регулярный бег. Ничего сверхъестественного, никакого стресса и перенапряжения, но я никогда и не бегала очень много; если очень не хотелось на пробежку - шла в зал или на йогу, но одна длинная пробежка (от 15 км) в неделю была стабильно. По питанию - добавила чуть больше углеводов в последние 2 месяца, а в остальном держалась в рамках, как обычно. Готовится к марафону летом - не лучшая идея, но я бегала после 20.00 и не жаловалась на жару. Я очень не люблю держать что-либо в руке во время бега, поэтому вопрос с водой решала таким образом: если бегала в лесу или парке, то бросала бутылку с водой где-то в кустах в начале пробежки, на обратном пути забирала. На пробежках городе - оставляла воду в машине.

День Х


Проснулась, сделала завтрак, сделала традиционный лук, успела прочитать буквально несколько поздравлений и поехала на старт. Настроение было в духе "who cares", мне было вообще наплевать куда я еду, зачем, я очень надеялась, что метро сломается и я не успею на старт.






Я не могу до сих пор объяснить почему так. Я довольно долго к этому шла, а в день старта меня накрыла ужасная апатия. Возможно, если бы это был марафон, с тысячами участников, огромными толпами поддержки и прочей радостной атрибутикой, они бы смогли искусственно поднять мой боевой дух, но в это день собрались спокойные, молчаливые, серьезно подготовленные люди, которые готовились бежать по 7-12 часов, надеясь только на себя.



Мы должны были бежать 6 кругов по 8 км + 2 начальных км. Я настраивала себя на 5 и очень этому радовалась. Организация для такого небольшого события была идеальна, трасса, конечно, была отличная: лесная дорога, гравий в парке и часть асфальтированной трассы по городу. Пункты питания - каждые 3 км, в конце каждого круга столы с кучей углеводных бомб (сендвичи, печенье, шоколадки, огромные тарелки харибо, кола, сахар, куча фруктов, хот-доги (о, боги!), изотоники и т.д.). Люди реально прямо останавливались возле столов с тарелочками, ели и бежали дальше. Восхищаюсь. Я не могла смотреть даже на еду.



 





Бежала я, бежала и добегая третий круг, увидела свое имя на электронном табло (там показывали твою среднюю скорость, сколько тебе кругов осталось и позицию среди участников). Пятое место на 18 км. Я поняла, что бегу очень быстро и тут меня настиг страх. Я знала, что в таком темпе не добегу до конца, но снизить планку тоже не могла. Слабость начала настигать на 30 км, когда отключился айпод ( я постоянно обливалась водой и, видимо, его залила тоже). Тут и наступил мой личный финиш, без музыки я умираю.

Я не могу сказать, что продолжало мной руководить, что заставляло перебирать (а другого слова я не нахожу) ногами. Я продолжала бежать не ради кого-то, не ради того, чтоб мне не было стыдно, если не добегу. Мне просто нужно было осознание того, что я могу, лично для себя, только для себя. Это осознание, которое поможет потом в трудных ситуациях, когда будет казаться, что выхода нет, а ты так слаб. Тогда ты вспомнишь как преодолевал километр за километром, не остановился, не развернулся назад, а упрямо продолжал движение, кусая губы, пальцы, когда мысли уже были в тумане, но ты не мог позволить сомневаться в себе.

Надо было просто продолжать, просто не останавливаться, просто смотреть под ноги и говорить себе:"С днем рождения, малышка. Еще шаг", смотреть на небо "Ты странная, Сахарок, знаешь? Давай еще десять шагов". Я не обещала себе мысленно какие-то подарки на финише, мне не нужна была медаль, просто продолжая движение уже к концу 5 круга ( а это марафон) - грязная, прижаренная под солнцем, почти морально убита, с дрожащими руками, я остановилась и спросила себя: И ЧТО??

Ради чего все эти крики, где мои чертовы эндорфины, где мой runner's high, где слезы счастья и обещания себе: никогда-никогда?! Вот такой я неудачник - села на стульчик, задумчиво поедая сахарок и запивая его колой ( я была в состоянии аффекта, мне можно) и тут мне говорят: а ты не добежала марафон! финишная линия в 10 метрах от меня, а сидела я уже на стульчике около 5 минут, а никто мне ничего не сказал потому, что все приехали сюда бегать 50 и 100 км, а не отдыхать на 42.195. Беги, кричат мне, беги! А я встать со стула не могу. Мне, как инвалиду, помогли встать, но я идти даже не могла, какое там бежать. Пришлось толкать меня в спину, я добежала до финишной линии, ну и как-то тупо было останавливаться, вот я и добежала еще 8 км, в каком-то спокойном трансе, с онемевшими пальцами, наслаждаясь видами, людьми, морским ветром, тишиной, кайфуя от цифры на часах - 45 км, 48, и самые медленные последние 2 км в этот день.









А потом уже массаж, медаль, приветствие невероятно позитивного победителя на 100 км, который на финише остановился легко, открыл пиво, сделал огромный глоток и улыбался всем.








Очень долгая прогулка по городу, happy b-day, и нереальная умиротворенность, и уверенность, и желание себя крепко-крепко обнять и пожать себе руку.



Довольна ли я? Отчасти, знаю, что могу больше. Хочу ли я повторить? Несомненно, я хочу пробежать true marathon и узнать свое время. Советую ли я бегать марафоны? Нет, дома сидеть безопасней для психики и нового педикюра.

Финиш


Я поняла одно. Марафон не сделает тебя героем и сразу всё в тебе изменит, наивно на это рассчитывать. Если внутри пустота, ее не заполнить даже 42 километрами. Ты должен быть действительно к этому готов. Ты можешь пробежать кучу марафонов, а остаться злым, завистливым, придираться к чужому времени на чужих марафонах, быть неспособным оценить поддержку. Или храня верность себе, просто делать то, что ты действительно хочешь. И тогда -  welcome to club!

И повторю тот текст, который написала сразу после пробежки:

"Пробежать 42 км - не повод считать себя сверхчеловеком. Во-первых, всегда найдется кто-то круче тебя. Во-вторых, для каждого человека есть свой личный уровень крутизны. И бегун, финишировавший на 100 км, и девочка, которая впервые пробежала свои первые, самые длинные 2 км, испытывают одинаковые эмоции и имеют одинаковое право гордиться собой. У каждого свой путь, и если говорить о беге, то марафон - не конечная цель. Иногда это только начало, начало открытия себя нового."




6 comments:

  1. класний звіт. чесний і відвертий)
    як тобі бігається у форматі "кругів"? мене це жутко демотивує.

    ReplyDelete
  2. Маша, спасибо за статью. Нашла то, что искала! Не описание чисто физического состояния во время прохождения трассы, а именно - мысли, стимул, мотивация. Без ванили . Мне ультра только предстоит, поэтому оч интересно было узнать об ощущениях. Спасибо!

    ReplyDelete
  3. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  4. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  5. очень и очень здорово! спасибо за статью!) теперь проснулось огромное желание совершенствоваться и становиться еще "выдержанее") огромнейшая мотивация! успехов вам!)

    ReplyDelete