Pages

26 November 2015

Марафон. Принимать три раза.

Step one to running a marathon: You run. There is no step two.
(c) 


Их было трое. Каждые 2 недели новый. Каждый был по-своему хорош, каждый смог зацепить так, что вспоминать придется еще очень долго. Один из них станет тем, к кому захочется возвращаться из года в год, с кем-то будет жуть как сложно и больно, но тем ценней то, что получишь в итоге, а с кем-то не захочется повторить это больше никогда.







Что такое марафон? 
Сорок километров монологов с собой. 
Два километра ожидания. 
И 195 метров оглушения, когда происходит Большой Взрыв. 

Это важнейшие вехи - рождение, свадьба и похороны. Отдаешь миру новый и уникальный опыт себя, делишь его с близкими, и прощаешься с тем, что уже не здравствует, развевая прах обид, пустых обещаний, нерешенных задач, несказанных слов.


Я хотела пробежать марафон, чтоб поставить точку в отношениях с длинными дистанциями. Если уж издеваться над организмом, то пусть это будут страшно изматывающие 4:1 интервалы, а не четыре часа бесконечности. Надо было проверить себя. В планах - Чикаго, марафон на результат, квалификация на Бостон в 2017 и спокойный 2016 год. Но кто не рискует, тот не влюбляется внезапно в 42 км и не начинает их делать один за другим.



Первый марафон был в Киеве. Это была незапланированная встреча, беговые объемы были предназначены для другого. Но мне сделали предложение, от которого я не могла отказаться, и вот я уже ищу свадебное платье и пытаюсь срочно реорганизовать график тренировок, чтобы суметь восстановиться и пробежать без травм. Знаю, что рисковала. Возможностью пробежать плохо в Чикаго через две недели (а мне нужно было пройти на Бостон), проявлением старой травмы и возможностью вообще не пробежать Чикаго, могла не добежать потому, что не представляла как можно бежать в платье и фате. Серьезно, ну как?

К сожалению, в Украине мало кто воспринимает забеги как праздник, нет образов, странных костюмов, фана, есть только зацикленность на результате, экипировке и десятках гелей и изотоников на поясе.


Это был мой маленький шаг к изменениям такого отношения, и именно мне очень было сложно на этой пойти, так как я сама из таких зацикленных. Спасибо друзьям, которые всегда говорят да моим идеям, когда я загораюсь чем-то и не могу терпеть, чтобы быстрей не воплотить это. 





Первую половину я бежала, питаясь не энергетическими гелями, а энергией от других людей, мы что-то кричали друг другу, улыбались, смеялись, шутили по поводу женихов.  И в отрезки пустых дорог я начинала бежать очень быстро, чтоб увидеть знакомые и незнакомые лица, которые крикнут вслед слова поддержки.


отметка полумарафона, 21 км.


Мне стало плохо после 23 км, ненавижу Глубочицкую, хотя дальше меня ожидали еще более сложные улицы. И мне стыдно, что я бросила пастора, который меня сопровождал, но мне надо было бежать быстрей, чтоб все оставить в прошлом. Я не чувствовала как эта скорость отображается на моем теле, я бежала и бежала, по любимому центру, не замечая горки, у меня была очень важная переписка в вотцапе и 5% батареи в телефоне, что заставляло меня бежать меня еще быстрее. 


Пастор Карлос и сбежавшая невеста

На 30 км я попрощалась с музыкой, связью с миром и 3g. Львовская площадь встретила большим количеством знакомых лиц. И это немного зарядило. Я знала, что скоро будет та черта, после которой начинается апатия и хочется остановиться. Чем ближе к финишу, тем сильней это желание нажать на "стоп". 

Помню, что на 34 км увидела своих девочек и попросила еды, но они были на диете. 

Помню бегуна передо мной, у которого ноги были в тейпах расцветки американского флага; и я бежала за ним и думала о Америке, о Чикаго, о перелете и новых встречах. 

Помню уже обессиленную себя на 36 км на проспекте Победы и разворот на Воздухофлотском, где я пытаясь пошутить, сказала волонтерам, что мне надо прямо, в загс, и они наконец улыбнулись. И вообще многие улыбались потому, что бегущая невеста - это наверное очень забавно ^^


Помню с о р о к о в о й вроде километр, возле Дворца Спорта, когда я спросила девочек-волонтеров не потекла ли у меня тушь из-за дождя, и они так смеялись, что я и сама решила, что не такая уж это и трагедия - финишировать с черными кругами под глазами.


Последние 4 километра я пыталась бежать так быстро, как только можно, учитывая уже более трех часов бега по горкам Киева. Мне просто надоело бежать, примитивные желания вроде "есть, спать и медалька" затмили мой разум.


Я вылетела в финишные ворота, над которыми были цифры 3.34, и упала в Дашины объятия, и все повторяла  "я прошла Бостон, я прошла Бостон".





Как только я добралась до розетки, в телефоне сообщили, чтоб я ехала за второй медалью. Не финишера, а бронзовой. Так как заняла третье место. В абсолюте среди женщин. На Киевском Марафоне. Я до сих пор не могу в это поверить. 

Ах, да. Свадьба не состоялась. Зато у меня теперь больше времени на другие безумства ^^.





Две недели спустя. Чикаго марафон. На мне форма украинской легкоатлетки Анны Носенко. Когда тебе дарят такую вещь со словами "меня вдохновляет твой блог и то, что ты делаешь. удачи!", когда получаешь сотни слов поддержки и positive vibes, то ты не можешь бежать безответственно. Два банана на завтрак в 5 утра. На месте старта очень много людей, но оценить полный масштаб происходящего сложно, т.к. зоны старта расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтоб не было давок и столпотворений. На улице темно, людей много, очень много, в лобби ближайшего отеля люди сидят на полу, креслах, а кто-то уже на баре. У меня дрожат руки и начинается паника, но это обычная ситуация, когда я настроена серьезно. Стоящие рядом кореянки быстро понимают ситуацию и крепят мне номер, который до этого несколько раз падал из рук. 



Я замираю на несколько минут в самом эпицентре на Michigan Ave и вхожу в состояние "стеклянный куб", когда вокруг все спешат, едят, задевают плечом, уже бегут к старту, но тебя это не касается. Ты стараешься влиться в поток всех этих мыслей вокруг, настроить звук в голове и добиться предельной концентрации. 


Чикаго должен был стать быстрым марафоном для меня, чтобы я смогла пройти квалификацию на Бостонский марафон в 2017 году. И я не знала что получится, учитывая первый две недели назад. Главное - ровный темп, только ровный темп; главное - не гнать в начале, не поддаться адреналину и зашкаливающему энергетическому потоку от этой огромной толпы.


Какой-то парень машет рукой
- Hello!!Hey!Are you skinnystrong?
- hmm, yes, ahahaha. I don't know you, sorry.
- I love your instagram! Write more, please. I am from Poland. Have a good race!

Он бежит дальше, я иду к старту уже с улыбкой. Ничего себе встреча среди 40 000 людей.

Марафон в Чикаго, один из шести в серии World Marathon Majors, самых престижных марафонов мира, проводится уже 38 раз. Официальный спортивный партнер - Nike с огромной командой пейсеров из беговых клубов Nike+ Run Club Chi, красивым мерчем и идеальной организацией. 






Я захожу в ворота первой стартующей волны, очереди нет, сдаю свои вещи в камеру хранения и иду в свой corral. Что это значит? При регистрации на марафон, ты указываешь примерное время, за которое ты рассчитываешь сделать дистанцию. Зоны по времени старта имеют разный цвет, что отображается на номере, и тебя запускают в твою зону, только предварительно проверив номер. Если ты внезапно передумал и решил, что хочешь бежать быстрей, то тебе не дадут стартовать из более быстрой зоны, а в зону ниже ты можешь спокойно пойти. Это превентивные меры для амбициозных, но не подготовленных бегунов, которых штырит от адреналина перед стартом. Так как старт ранний, а осеннее утро в Чикаго холодное и ветреное, 90% участников знают один лайфхак: ты надеваешь какие-то старые и ненужные штаны, растянутые свитера и ветровки, и перед стартом оставляешь их на ограждении, потом эти вещи отправляются в благотворительные организации. Но по итогу первый километр-два ты буквально перепрыгиваешь через горы сброшенных вещей, а особо предприимчивые американцы успевают подобрать то, что упало))




В зоне старта ты стоишь еще около 15-20 минут и это самое важное время. Не поддаться панике, не накручивать себя, а быть наблюдателем со стороны или завести с кем-то разговор. Так странно стоять здесь одной и вспоминать как всего 5 месяцев назад было принято решение бежать здесь и сколько всего было прожито этим странным летом, сколько было тренировок и сколько было моментов желания все отменить, пролететь все эти тысячи километров, первый раз увидеть Америку,  стоять на старте такого желанного забега, и испытывать такой нереальный кайф оттого, что ты не отказался от всего. Осталось совсем простое. Надо бежать.





Когда бежишь быстро, тебе некогда подумать о несчастной любви, или кто там кому что не успел сказать или не так ответил. Всё, на чем можно концентрироваться, это обрывочные фразы в голове "когда будут бананы?!!" , "да, этот плакат очень милый, только хватит уже хохотать, дыхание сбивается", "классная футболка", "классная задница", "пешком в футболке айронмен? как нелепо", "о, а вот еще один такой", "маша, а давай ты не будешь улыбаться каждые 30 секунд, челюсть сводит уже". 


И еще все это один сплошной звук, созданный из криков, смеха, подбадриваний, песен, каких-то дудок и тарелок, абсолютно разной музыки, и ты не остаешься наедине с собой и от этого легко бежится. Все сорок два километра, без шуток, все 42 километра, люди стоят плотным потоком вдоль трассы с обеих сторон. В руках у них плакаты, фотографии, дети и пиво.




Было сложно поддерживать одну скорость, достаточно быструю для меня, учитывая марафон 2 недели назад, где-то с 30-го километра уже пошла борьба за пейс, который надо было держать, чтоб выйти в нормальное время. Пришлось себя уговаривать и обещать заманчивые вещи после финиша, лишь бы не сойти на шаг))


А потом вдруг стало жарко, очень жарко, стопы горели огнем и мне казалось, что кроссовки полны крови, мне мерещились снежные горы вместо небоскребов и апельсиновый фреш с колотым льдом вместо воды у волонтеров. Последние два километра я не помню, я уже закончилась, на сознание уже не действовало ничто: ни крики, ни люди, ни музыка, я ждала только финишные ворота, а их не было! У меня на часах уже 42.7 км (часы сошли с ума просто и насчитали на 2 км больше), а финиша нет; не было их и на 43 км, и только к 43.5 я их увидела, и начала бежать красиво, а не как раненый олень.






И потом мой самый любимый момент - пустота. Но это реальней прочувствовать, когда бежишь быстро. Когда бежишь в своем темпе, то обычно финишируешь в счастливом экстазе и купаешься в эндорфиновой любви. 


Тот, кто бегал на результат, в некомфортном темпе, знает как подкашиваются ноги после финиша, как невозможно напиться воды, когда думаешь, что тебя спасет "я только на минуточку сяду и пойду дальше", и как только садишься, ты не можешь двинуться с места. Не от физической боли, а потому, что тебе надо дать команду мозгу сделать усилие и подняться, но эти ресурсы исчерпаны, ЦНС тебе больше не друг.


Один волонтер надевает медаль, следующий - плащ из фольги, следующий дает пакет с едой и оказывается более внимательным.

- Вы в порядке?
- Нет, детка. Я же пробежала марафон. 
- Я позову врача.
- Давай, а я тут посижу, на своем модном плаще.
- Вы точно в порядке?
- Да, тут прекрасно, просто я больше никуда не пойду, окей?

Я просто не хотела ничего решать, поэтому позволила себя посадить на коляску и везти куда-то. Доставка на дом? Безумно круто. И вот меня катят в этой коляске, а я ем яблоко и в невменяемом состоянии рассказываю волонтеру, что бежала во имя любви и медальки, что UKRAINE на моей майке - это такая страна, что я прошла квалификацию на Бостон. 


Потому, что время моего марафона в Чикаго - 3.23. А надо было выйти из 3.35. И это очень классно потому, что я теперь год могу не бегать марафоны. И что я только что сделала что-то невероятное, но внутри меня пустота.





После массажа меня отправили на выход, по пути стояли длинные столы с выставленными стаканами пива, кто-то садился рядом и устраивал себе вечеринку, кто-то спешил к зоне встречи с родственниками, а я, как всегда, спешила к вайфаю. Очень актуально, когда ты не купил карточку с американским номером. И вот в ближайшем, полном марафонцев, Starbucks меня наконец накрыло. Причем мне совершенно не было стыдно сидеть за столиком, некрасиво реветь, строчить самые искренние буквы в notes и messenger, и между делом фоткать медаль. Мне просто принесли салфетки и поздравили с марафоном. А потом уже были вечеринки и недельное рекавери до следующего забега.






Через неделю меня ждала Калифорния, где я собиралась бежать полумарафон Nike Women San-Francisco, тот самый, только для девочек, с океаном и медалями от Tiffany. Всем известно как я люблю Nike, поэтому я не могла такое пропустить, и еще летом зарегистрировалась на всё эпичное, что они делали. 


Да, я пробежала и этот забег, но о самой красивой и незабываемой холмистой половинке под калифорнийским солнцем в другой раз. Почему? Потому, что случилось еще более незабываемое событие.


После СФ я поехала в Нью-Йорк. То, что я не хотела оттуда уезжать, отдельная история. То, что я туда вернусь обязательно, тоже отдельная история. 


Насыщенные дни, когда я мало фотографирую, больше смотрю и влюбляюсь, хожу на классы в Equinox, пишу наброски для книги, знакомлюсь и бегаю с ребятами из black roses, которых я давно полюбила по инстаграму, они пытаются научить меня пить пиво после пробежек, но у них не получается, я им рассказываю о наших забегах и ищу вдохновение. А весь город и все вокруг готовятся к марафону, об этом напоминают на плакатах и бигбордах, объявляют в транспорте и приглашают зрителей быть частью этого события. Отличное было бы воскресенье, думаю я, но уезжать мне на неделю раньше.





И когда Нокс, капитан беговой команды black roses и тренер в nrc nyc (на обложке runner's world на минуточку) спрашивает хочу ли я еще стартовый номер на Нью-Йоркский марафон, то я сказала, что это плохая шутка.


- Оставайся. Ты не должна такое пропустить.

- Это будет третий марафон за месяц.
- Это Нью-Йорк, детка. У тебя нет выбора.



Другие билеты, полная перемена в планах, поддержка с неожиданной стороны, но я просто летаю. Это безумие, я знаю. Три марафона через каждые 2 недели. Но я была счастлива, а под таким наркотиком можно пережить все.


Конечно, третий был особенный. Он был совсем другой, когда #простопокайфу. Плевать, что я опоздала на час в свою волну, зато я бежала не сама, с безумными ребятами из bridge the runners, с Мишей из  moskva river runners, и вся эта поддержка, эта #crewlove  не дала почувствовать себя ни на секунду одиноко. 




На пароме нас везут на Staten Island и Статуя Свободы как будто на расстоянии вытянутой руки, перед стартом звучит американский гимн, вертолеты с операторами продолжают кружить над очередной стартующей волной, уже давно идет трансляция на огромных экранах по городу, в барах и кафе, для многих зрителей, и вот она, начинается пешеходная скорость на Verrazano-Narrows Bridge.



Когда выбегаем из потока, то в Brooklyn бежим уже достаточно быстро, постоянно кричим, улыбаемся и машем (с), нескончаемый high five почти всем, кто был из зрителей, селфи и видео во время бега, кайф от разнообразия районов, которые мелькают перед глазами и под кроссовками. Я не заметила ни одного подъема, впитывая и запоминая каждый дом, вид и людей, я просто неслась с безусловной любовью, когда просто даришь, ничего не требуя взамен, и не ожидая ничего, что самое главное; и получаешь, просто благодаря, без ощущения вины, что ты что-то должен. 



На 37 км, уже возле Central Park, многие переходят на шаг. Приходится бежать, постоянно маневрируя, кричать что-то подбадривающее, но им уже все равно, они отказались добежать, хоть на любой скорости, но добежать до финиша. И этот парадокс, когда ты нажимаешь на "стоп" за несколько километров до победы, можно объяснить только одним. Нью-Йоркский марафон настолько красив, что не хочется сходить с трассы как можно дольше. И тебе плевать на время результата и на то, что пробегающие мимо будут думать, что ты сдался.





После финиша и получения медали я включила на телефоне Синатру и те, кто шел рядом, пели вместе со мной. Это был один из самых мощных моментов в марафоне.



If I can make it there

I'll make it anywhere

It's up to you

New York, New York





Три марафона за такой короткий срок - это большой стресс, конечно. И я бы, как тренер, не разрешила это делать неопытным. Многие бегут марафоны на эмоциях, игнорируя тренировки, но такое могут позволить себе люди с хорошей физической подготовкой.


Знаешь, каждый может пробежать марафон. Честно, каждый. Если плевать на время результата и последствия. Но лучше иметь бег в перспективе на десятки лет, а не на 4 часа в моменте.
Я знала на что иду, так как есть хороший бекграунд, анализ беговых объемов, километров, всех пауз, чекин состояния мышц и связок, уровня стресса, реализация возможности максимального отдыха и особенно питание. 

Нужно было очень тонко и правильно подойти к этому вопросу: после очередного забега ты на несколько дней должен уйти в пищевой хаос, но не поглощая все подряд, а просто позволив себе не думать об ограничениях, это очень важно, так как уровень стресса зашкаливает и недостаточный калораж может усугубить ситуацию. 


С другой стороны, ты понимаешь, что тебя ждет следующий забег и надо снова считать углеводы и есть более калорийную еду, чем обычно, но в то же время нельзя набирать вес. С программой питания на длительные дистанции теперь разобралась на собственном опыте, есть над чем работать. Так как основная ошибка бегуна на длинные дистанции в схеме: "я сегодня пробежал 15 км - я молодец и поэтому идем есть бургер - хм, он тоже ест бургер, хотя не бегал сегодня - тогда я съем два бургера, и еще закажу этот жирненький чизкейк - я должен восстанавливаться - ведь я молодец". 





Конечно, паста.


Марафон может убить, а может создать нового тебя. 

Ты не должен это делать. Но если ты сделаешь это раз, то захочется повторять снова и снова. 


Полет и свинцовые ноги, тяжело касающиеся асфальта. Раздражение от дискомфорта и абсолютное, детское счастье. Амбиции вырваться вперед и желание остаться, чтоб поддержать друга. Быть единоличным владельцем этих переживаний и принять себя внутри толпы, как часть единого потока, бегущего к одной цели.


Эта игра эмоций ни с чем не сравнима и ты сможешь чувствовать это так долго, как длится твой марафон. 







2 comments:

  1. Остеоартроз вам обеспечен бегать вредно для здоров'я.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Скажите, а 36 лет подряд бегать тем более вредно (это я про себя). И какой прогноз для меня? Неужели я бегаю с остеопорозом?

      Delete